В Астраханской области появилась перелётная птица
Вот и пришли первые заморозки на землю астраханскую, ночами столбик термометра опускается ниже нуля не только на севере, но и в камышовых крепях дельты, расположенных в низинах, на лужах образуется тонкая корочка льда.
Ночную тишину нарушают прилетевшие к нам с севера лебеди-кликуны. Они, в отличие от наших коренных шипунов, которые молчуны, ещё те горлопаны, издалека слышно. Голос сородичей для них главный ориентир. Летит себе стая в темноте, напевает “жалостливую” песню, а снизу им родственники отвечают: “Здесь безопасно, есть что покушать, айда к нам”. Ну, или что-то вроде того.
На звуки кликунов, облюбовавших тихую заводь или ильмень, летит и другая птица – утки, гуси. Они и сидя на воде, не прекращают свои песнопения, даже в ветреную погоду их бывает слышно за несколько километров. Охотники, особенно в Волго-Ахтубинской пойме, ищут богатые дичью ильменя скорее ушами, нежели глазами, потому как расположены они в низинах и даже с машины их можно увидеть, лишь приблизившись вплотную. Перелётная птица появилась не только на севере, но и на раскатах и в подстепных ильменях, с похолоданием её количество будет только увеличиваться, до тех пор, пока ильменя поймы не покроются льдом, что частенько происходит уже в середине ноября. Бывает, что потом они “отходят”, а птица уже улетела, и охоте на водоплавающих раньше времени приходит конец. Очень хочется, чтобы этот год стал исключением.
В воде тоже наблюдается оживление: белая рыба и караси стали усиленно кушать, им надо набраться сил перед зимой, пока ещё клюёт сазан. На Бузане (сёла Бузан и Верхний Бузан) с лодок ловят хорошую тарашку, лещей и крупную воблу. А вот с судаком, похоже, в этом году не очень, год назад ловился он гораздо лучше. Исключение, пожалуй, река Кигач в Красноярском районе, а точнее, её участок ниже села Байбек, где и в этом году ловят крупных судаков.
Попадаются экземпляры по четыре и по пять килограммов. Ничего удивительного, Кигач впадает в Канычинский банк (Казахстан), который наши соседи прокопали, и рыба что весной, что осенью хорошо ловится в тех местах. Есть только одно но: рыбачить там без погранпропуска нельзя, а так как Кигач находится в пятикилометровой приграничной зоне, пропуск действует только две недели. Его необходимо продлевать, понятно, что эта процедура способна отбить желание туда ехать у многих рыбаков.
Гораздо хуже дела у промрыбаков, промышляющих секретами на раскатах. Причина в том, что Каспий уходит и там, где ещё лет пять назад воды было по пояс, сейчас по колено. Ловят рыбу только те, кто уходит ниже, ближе к морю. Обмеление в раскатной части заставляет рыбу уходить ниже, зато для водоплавающей птицы создаются благоприятные условия: утки могут кормиться только на небольшой глубине и акваторий, подходящих для пернатых, становится всё больше, а это значит, что в ближайшем будущем в авандельте будет такая же охота, как в 70-80-х годах прошлого века. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.
Олег Сарана "Комсомолец Каспия" №85 26.10.2012г.