В дельту Волги возвращается кабан!

5 сентября 2016

Миграция идёт из Казахстана. До 2010 года поголовье диких кабанов в Астраханской области было довольно многочисленным, несмотря на серьёзный пресс со стороны охотников.

IMG_0041.jpg

Зверь этот
невероятно живуч, плодовит и легко приспосабливается к изменениям в окружающей среде. Все двухтысячные годы его численность росла, пока на территорию нашей области не пришла африканская чума свиней.

Эпидемия тогда пришла к нам со стороны Калмыкии, а туда - из Дагестана и Грузии, именно с запада дельты начался падёж кабанов, буквально за пару месяцев болезнь дошла до восточной дельты. Благодаря труднодоступности угодий для охотников и самому большому, Обжоровскому, участку, Астраханского биосферного заповедника, где кабаны находились под защитой, плотность популяции там была самой высокой в Астраханской области.

Кабан - зверь не только живучий, но и очень умный: как только начался падёж, а инкубационный период чумы составляет всего пять дней, выжившие особи сразу же покинули заражённые территории, перенося инфекцию дальше. Из восточной дельты кабаны устремились на север и в Казахстан. Камышовые крепи опустели буквально за месяц, там остались лишь гниющие трупы.

Кабаны появились в тех местах вновь в 2012 году. Их количество было, конечно, в разы меньше, тем не менее у охотников появилась надежда. Правда вскоре вновь появились трупы, и кабаны ушли, появляясь лишь изредка в следующие четыре года, судя по следам, они лишь проходили по этим территориям, не останавливаясь. И лишь в прошлом, и особенно этом году, в тех местах, а именно - на Иголкинском банке, появились следы постоянного пребывания кабанов, порои на местах кормёжки, грязевые ванночки и следы. Вероятнее всего, кабаны пришли с территории Казахстана, куда они мигрировали во время чумы.

Как ни странно, сейчас больше всего кабанов живёт в Черноярском и Ахтубинском районах области, именно из-за этого в этом году будет разрешена охота на кабана, правда лицензии будут продаваться только в два эти района.

Все эти факты указывают на правоту некоторых специалистов и охотоведов, которые в разгар эпидемии утверждали, что не одна эпидемия или эпизоотия, если быть точным, не способна уничтожить сто процентов популяции. Всё равно останутся выжившие, которые передадут следующим поколениям иммунитет к данному заболеванию. Чиновники же тогда ратовали за полное уничтожение популяции, то есть отстрел, что в условиях Астраханской области, особенно её дельтовой части, невозможно из-за труднодоступности мест обитания кабанов. Жизнь показала, что правы были первые, а не вторые.

Кроме болезней, на численность кабана в нашей области влияют ещё два фактора — это волки и уровень весеннего паводка. С волками ситуацию сейчас удалось переломить, по крайней мере в южных районах области, благодаря иногородним охотникам на частных вертолётах с тепловизорами. Что касается высоких паводков, то страшна для кабанов не высокая вода сама по себе, а доступность и лёгкость, с которой браконьеры могут добыть их на немногочисленных сухих местах, которые остаются во время высоких паводков. Чем ниже уровень половодья, тем больше сухих, не затопленных территорий, где кабаны могут укрыться от выстрелов любителей халявного мяса. Что касается охотников, как с лицензиями, так и без них, которые охотятся осенью и зимой, практика показывает, что, несмотря на увеличивающийся пресс, в течение двухтысячных годов численность кабанов росла до тех пор, пока не пришла эпизоотия. Так что будем надеяться, что через несколько лет в камышовых крепях дельты вновь затрещат матёрые секачи, сходясь в кровавых битвах за самок и радуя адреналином астраханских охотников.


Яндекс.Метрика