В реке Бузан Астраханской области объем воды уменьшается с каждым годом!
То, что реки в дельте уже не те, что были лет 20-30 назад, знает каждый астраханец старше тридцати лет. Всё меньше на них песчаных кос, пригодных для купания, и всё больше заболоченных берегов, заросших водорослями, чаканом и тростником.
Там, где ещё 25 лет назад могли пройти баркасы, суда на воздушных подушках, сегодня лодки рыбаков цепляют дно моторами.
Этот процесс заболачивания характерен не только для дельты. Волга, некогда чистая река с песчаными берегами и быстрым течением, становится малопривлекательной для отдыхающих, а Ахтуба и река Енотаевка давно перестали быть судоходными. Заиливание и обмеление рек отражается не только на комфорте отдыхающих, но в первую очередь на жизни подводных обитателей, рыб, околоводных птиц и других организмов, чья жизнь связана с водой, а также с водообеспеченностью и качеством воды для людей, живущих на берегах рек, ериков. Есть реки, которые в межень пересыхают, и люди вынуждены использовать "стоячую" воду плохого качества, и эта ситуация характерна не только для западно- подстепных ильменей. Такие речки появились уже и в Володарском районе, например Кара Бузан, который пересыхает выше села Наримановка, а когда-то по нему баркасы ходили.
Причин тут несколько: это и зарегулирование стока Волги, и изменение уровня Каспийского моря, и, безусловно, деятельность человека, который возводит дамбы, завалки и создает препятствия для тока воды. Неоднозначны с этой точки зрения и дноуглубительные работы, особенно по главному банку. Есть мнение, что чем глубже русло главного банка, тем ниже падает уровень в боковых протоках и западно-подстепных ильменях, но речь не об этом, оставим эту дискуссию специалистам.
Есть, вещи которые очевидны и понятны даже простым обывателям.
Дельта Волги начинается там, где от неё отходит Бузан. Бузан не только самый большой приток, но и река, питающая почти всю восточную дельту. Его воды растекаются в море почти по десятку банков-рыбоходов, по ним с моря поднимается рыба, и чем меньше воды и мельче банки, тем меньше рыбы идёт с моря. В последние годы обмеление и заиливание по Бузану и протокам, от него отходящим, стали обгонять те же процессы в остальной части дельты.
Так, при практически идентичных сбросах с Волжской ГЭС в июле 2015 и 2016 годов уровень воды на широте села Калинино Володарского района в этом году был ниже прошлогоднего почти на сорок сантиметров. Такое может происходить при резком снижении уровня моря, он, конечно, падает, но не такими темпами. Вторая причина может заключаться в уменьшении объёмов воды, поступающей в Бузан.
Те, кто часто бывает в истоках Бузана у города Нариманова, знают, что ещё десять лет назад на входе в Бузан был один маленький островок, а теперь там их два, и с каждым годом второй увеличивается в размерах (отмечен крестиком на фото). Кроме того, между старым и новым островами образовалась коса или отмель, и скоро оба острова соединятся сухопутным перешейком.
Не нужно быть гидрологом, чтобы понимать, что чем больше препятствие в трубе, тем меньше в ней ток воды. Остров и коса растут, течение замедляется, объём воды сокращается. Всё это отражается на реках и банках ниже по течению, и если не принять мер, то русло некогда великой реки вообще может замыть.
Собственно, ещё в 70-е годы, когда эти процессы только начинались, и был построен вододелитель у города Нариманова. Его задача - создавать во время паводка подпор воды в Волге и увеличивать тем самым объём воды, поступающей в Бузан. Но за 40 лет его заслонки опускались всего лишь два раза. Может ли вододелитель решить проблему сегодня или требуется дноуглубление русла? Вопрос, на который должны ответить компетентные люди, но, судя по всему, ни власть, ни специалисты пока этой проблемой не озадачились, и, насколько я знаю, в планах по дноуглублению нет работ в истоках Бузана. А ведь если не принять мер, процессы могут стать необратимыми, и со временем уже ничто не спасёт некогда великую реку и часть дельты, которая давала самые большие объёмы вылова частиковых рыб Волго-Каспия.
О.Сарана